МОУ Детский сад №229

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Учитель-логопед в дошкольном учреждении

сс.jpg

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА В ДЕТСКОМ САДУ

    Логопедическая группа в детском саду необходима для коррекции речевых нарушений, чтобы ребенок вырос развитым и коммуникабельным, умел хорошо выражать свои мысли.
                                 
                       В чем отличие логопедической группы

   В отличие от обычных групп, в которых может быть 25-30 детей, логопедические группы в детском саду небольшие – до15 человек.

    Для логопедических групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного, в каждой логопедической группе есть два воспитателя и свой логопед. Логопед каждый день проводит с детьми коррекционные фронтально-подгрупповые, индивидуальные  занятия и занятия в подвижных микрогруппах.

   Логопед учит детей правильно выговаривать звуки, работает над слоговой структурой слова, развивает фонематические процессы, пополняет словарный запас, работает над грамматическим строем речи, связной речью. 
   Воспитатели закрепляют по заданию логопеда материал, отработанный на логопедическом занятии, проводят образовательную деятельность по всем разделам программы, учат  всему, что понадобится ребенку для вступления в школьную жизнь.  

                               На что обратить внимание родителям
   В логопедических группах еженедельно задают домашние задания, которые нужно выполнять вместе с ребенком в выходные. Если специфика вашей работы такова, что вы возвращаетесь домой достаточно поздно и выходные дни у вас тоже заняты, то вам необходим взрослый, который бы делал с ребенком все заданные на дом упражнения. В противном случае  эффект от пребывания ребенка в логопедической группе снизится. 
    Очень важно чтобы к семи годам у ребенка сформировалась ясная и понятная речь.  Это поможет ему в школе чувствовать себя раскованно, легко находить друзей и не стесняться отвечать на уроках.

 ккк.jpg

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. 

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
    На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
   Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
   Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
   Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка. 
    Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме. 

«Заборчик »

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить 

«И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

«Трубочка»

Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз. 

Чередовать « Заборчик» - « Трубочка».«Массаж десен и щек (маляр красит домик язычка)»

Круговые движения языка между зубами и губами внутри рта. Затем при этом движении погладить щеку с одной стороны, затем с другой стороны.
«Покатай орешек»

Языком дотронуться до правой щеки и «покатать орешек», затем дотронуться до левой и также «покатать орешек».

 ааа.jpg

РАЗВИВАЕМ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

    Дошкольный возраст – период наиболее благоприятный для  развития речи детей. От качества выдоха зависит то,  как ребенок говорит: громкость, плавность, звучность голоса, соблюдение пауз, выразительность речи.

   Очень часто речевое дыхание дошкольника характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. У дошкольников превалирует верхне-грудное дыхание, сопровождающееся подъемом плеч, а многие дети не умеют экономно расходовать речевой выдох и добирают (вдыхают) в процессе речевого высказывания перед каждым словом.

    Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе.

    При правильном дыхании возрастает объём лёгких, сила и выносливость двигательных мышц, улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма. Кроме того, умение правильно дышать способствует профилактике заболеваний ЛОР – органов.

    Дыхательная гимнастика  - отличный способ повысить иммунитет, восстановить дыхательную систему после простуды, а зачастую, предотвратить простудные заболевания. Ведь в организме улучшается обмен кислородом, а это еще и успокаивает и расслабляет нервную систему.

   Таким образом, правильное речевое дыхание является базой для развития не только правильной речи, но и: 
  - предотвращает ряд отклонений в соматической сфере;
 - улучшает общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка.

   Обратите внимание на ограничения: дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца.

    Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).

 Игра «Буря в стакане»

   Задача: выработать у ребенка длительный, сильный, целенаправленный выдох, а также глазомер.
 Оборудование: трубочки.
 Ход игры: предлагайте ребенку время от времени пить сок с помощью трубочки.    Меняйте диаметр трубочек, предлагая малышу трубочки сначала толстые, а потом все более тонкие. Расскажите ребенку, что можно не только втягивать в себя сок с помощью трубочки, но и выдувать воздух через трубочку. Для этого налейте в стакан воду и покажите, как можно заставить воду пузыриться. Пусть малыш сам попробует создать бурю в стакане воды.

Игра «Ныряльщики за жемчугом»

    Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.       Оборудование: маленькие мячики.
    Ход игры: объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

 СОСТАВЛЕНИЕ ДОМАШНЕЙ БИБЛИОТЕКИ

        Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.                                                

Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?»? А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.                                                                     

В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе                     И бизоны, и удавы,
С папой каждый выходной.                 А у папы – никого!
У меня картинок двести,                      У меня – в пустыне дикой
А у папы – ни одной.                            Нарисован львиный след.
У меня слоны, жирафы –                      Папу жаль. Ну что за книга,
Звери все до одного, –                           Если в ней картинок нет!

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.

Первый тип – книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература.

ЬЬ.jpg

    Второй тип – это книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

ИИИ.jpg

Третий тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.

мм.jpg

Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке ребенка должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.
Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением.

Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой: произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов.

ввв.jpgтт.jpgлл.jpg

ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

        Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети много знают, а восприятие,  воображение их менее продуктивны.

Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и идентификации всех фонем родного языка. Различение звуков речи - основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису».

Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый, нерасчленимый звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова. Одновременно происходит интенсивное овладение активным словарем и правильным произношением слов. Нарушение фонематического слуха чаще носит вторичный характер. Трудности отмечаются у детей уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, не доступно.

Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению.

Поэтому неслучайно работе по развитию фонематического слуха педагоги уделяют много времени, но не всегда оно протекает легко и успешно. Это можно объяснить недостаточным вниманием проработки предыдущего этапа - развитию речевого слуха.

Для формирования неречевого звукоразличения в логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются специальные упражнения.

Важно отнестись к ним серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится, при этом, не забывая, что занятия должны стать интересными для ребенка.

Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее всего это тема для свободной импровизации педагогов и детей.

ПП.jpg

«Шумящие коробочки».

Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и для ребенка), наполнить их различными материалами, которые если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочку можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д.. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок  закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность. Не забывайте меняться ролями и обязательно ошибайтесь.

оо.jpg

«Чудо-звуки».

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите звуки -какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию.

Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, голоса людей, А еще не забывайте про запахи- это тоже опоры для детей в познании и обучении.

рр.jpg

«Что как звучит»

Сделайте с детьми волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы вокруг зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом? Можно взять волшебную палочку на прогулку. Более сложный вариант игры - узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я стучала? Что звучит, похоже? Где вы слышали похожие звуки?»


 

 

 



Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ